Продавать автомобили сегодня — занятие, мягко говоря, не из легких. Как признают представители автосалонов, началась борьба за выживание. «Еще немного — и мы начнем реализовывать машины по аукционному принципу «кто больше заплатит», — с грустью констатируют они. Все чаще продавцы автомобилей, как новеньких, так и подержанных, начали прибегать к использованию специальных предложений и скидок на свой товар, хотя еще несколько лет назад отечественный потребитель мог только мечтать о такой «феерии», с завистью поглядывая на Запад. Впрочем, воспользоваться щедрыми предложениями покупатели совсем не спешат — им и хочется и колется. Вдруг машины еще больше подешевеют, да и кредиты дорогие, и с деньгами тяжело расставаться в эпоху нестабильности.
С приходом эры автокредитов покупка машин «не по карману» чуть ли не превратилась в форменную эпидемию. Однако кризис внес свои коррективы. Сегодня люди делают крупные покупки более обдуманно, чем полгода назад. Как говорят продавцы на авторынке, спрос сегодня резко переметнулся в сторону маленьких и юрких малолитражек, а вот неизменные фавориты прошлых лет — прожорливые внедорожники и универсалы — остаются стоять на приколе. Вызывают все больше доверия у населения и кроссоверы, на которые, кстати, массово пересаживаются с больших и дорогих авто в Европе и США. При всей своей экономичности они позволяют владельцу сохранить и достоинство, и привычный уровень комфорта. Ведь разом сесть за руль «табуретки с моторчиком» многим не позволяет чувство собственного достоинства.
С другой стороны, эксперты во весь голос утверждают: сегодня расценивать автомобиль как средство вложения уже не стоит. Финансам лучше искать другое применение. Даже в более благополучные времена машина, выезжавшая за пределы автосалона, тут же теряла в цене 15 %. Сегодня эта разбежка выросла до 20—25 %, и это еще при условии, что покупатель быстро найдется. В целом перекупщики автомобилей уверяют: тем, кто хотел бы продать машину с целью приобретения новой, лучше немного обождать — ценник на автомобили с пробегом сегодня сильно скачет и на купле-продаже можно сильно прогадать.
Председатель совета директоров ЗАО «Интеллект» Сергей Варивода говорит: «Если финансовые возможности позволяют купить автомобиль, не влезая при этом в долги, лучше «брать быка за рога». Но делать это стоит только с оговоркой — если у вас есть свои деньги. Одалживаться у знакомых, брать в банке кредит под высокую процентную ставку, не имея при этом стопроцентной уверенности, что сможете его возвратить, просто глупо». При этом специалист отмечает: то, что говорят во всеуслышание в рекламе автодилеры, имеет в своей основе рациональное зерно — таких низких цен на новые авто действительно больше не будет. «Конечно, в снижении ценника и угрозе его резкого повышения можно усмотреть желание продавцов быстро решить свои проблемы с переполненными складами. Но, с другой стороны, то, что цены на многие модели сегодня находятся на минимуме, не признать нельзя. После того, как автодилеры отрегулируют предложение в соответствии со спросом, цены резко поползут вверх. Так что, если у вас есть деньги — покупайте сегодня, через месяц-полтора может быть уже поздно», — резюмирует Сергей Варивода.
С ним соглашается директор «Атлант-М Фарцойгхандель» Сергей Михневич: «Многие автодилеры уже выставили на продажу машины сборки 2009 года, но эти автомобили можно пока не спешить покупать — цены на них выставлены уже не низкие, и падать в дальнейшем они не будут». Специалист утверждает, что сегодня самое оптимальное решение — взять машину прошлого года выпуска, которая такая же новая, такая же качественная, с таким же сроком гарантии, но вот только год производства на ней выбит другой и цена у нее, как у подержанной. «Продавцы распродают склады в убыток себе либо производителю. Кстати, в мае началось определенное оживление продаж новых автомобилей. Такое чувство, что рынок до этого момента спал, а потом проснулся голодным», — указывает Сергей Михневич. Во время выставки «Моторшоу-2009», которую многие автодилеры превратили в ярмарку-продажу автомобилей, покупатели выстраивались в очередь за машинами. Тот же «Атлант-М Фарцойгхандель» за неделю реализовал около 400 единиц техники — больше, чем с начала 2009 года.
Совсем иные тенденции наблюдаются на рынке «бэушек». «На авто с пробегом цены упали, может быть, даже больше, чем на новые. Некоторые модели подешевели на 30—40 %», — констатирует директор компании «Автобай» Евгений Лахманов. При этом в автосалонах, которые торгуют «бэушными» машинами, покупателей стало заметно меньше. По сравнению с прошлым годом продажи упали ровно в два раза. Но руководители автохаусов упрямо гнут свою линию — сейчас лучшее время для покупки. Ведь условия диктует покупатель, а это значит, что продавец пойдет на какие угодно уступки, лишь бы тот стал счастливым автовладельцем. Тем не менее, как рассказывает тест-пилот ресурса MYAUTO Максим Кореванов, рынок бывших в употреблении автомобилей сегодня показывает отрицательную динамику. Вместе со спросом цены на легковушки начали падать и здесь, но происходит это пока с меньшей интенсивностью. «Физических лиц, продающих свои автомобили, оценивать гораздо сложнее. Ценообразование в б/у сегменте нередко формируется случайным образом — одна и та же машина с одинаковым комплектом может продаваться и за $ 10 тыс., и за $ 12 тыс., но можно констатировать: продавцы уже готовы поступиться своим заработком. Как правило, предприниматели, которые занимаются перегонкой автомобилей из-за рубежа, начинают «располовинивать» свой доход. Те, кто накручивал на каждой доставленной автомашине р 1 тыс., теперь оценивают свой интерес в р 500—600, те, кто зарабатывал р 500, — готовы опуститься до р 200—300 », — говорит специалист.
Кстати, проведенное недавно исследование AC Nielsen показало весьма интересные результаты. Так, отложить покупку из-за разразившегося финансового кризиса вынуждены были 31 % опрошенных автовладельцев. Однако для 48 % респондентов кризис не стал помехой в приобретении автомобиля. Они подтвердили, что уже купили авто или планируют это сделать. Согласно опросу, большинство покупателей не намерены отказываться от той модели, о которой мечтают. Лишь каждый десятый решил сэкономить и остановился на более дешевом варианте. Желание многих белорусов купить автомобиль не иссякло, но обострились проблемы с возможностями. Впрочем, тенденции белорусского авторынка уже через несколько месяцев могут измениться на противоположные. Вытолкнуть его на новый виток спроса способны слухи о якобы грядущем повышении таможенных пошлин на автомобили. Единый таможенный тариф для Беларуси, России и Казахстана не обязательно означает стопроцентную унификацию пошлин трех стран. Но эти вопросы пока только обсуждаются…
av.by