Как сообщил директор сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев, Беларусь, Россия и Казахстан согласовали детали таможенно-тарифной политики в рамках Таможенного союза. По-прежнему несогласованным остается самый болезненный вопрос - механизм распределения таможенных платежей. Причем Россия планирует сохранить высокий уровень защиты своих производителей и получать львиную долю доходов от импортных таможенных пошлин.
Россия планирует сохранить высокий уровень защиты своих производителей и получать львиную долю доходов от импортных таможенных пошлин, собираемых в рамках союза, сообщил Алексей Лихачев, передает РИА «Новости».
Уже с начала следующего года комиссия Таможенного союза будет администрировать взимание импортных пошлин, а вот полномочия по экспортным тарифам Россия сохранит до середины 2011 года.
У Казахстана и Беларуси практически нет экспортных пошлин, отметил чиновник. Россия же экспортирует более 300 товарных позиций, по которым взимаются вывозные пошлины.
«Экспортное соглашение между странами союза предусматривает взимание пошлин по стране происхождения сырья. С Беларусью есть отдельное соглашение по экспорту российских нефти и нефтепродуктов - при их вывозе в третьи страны Беларусь применяет ставки пошлин, действующие в России. Четкий механизм распределения экспортных пошлин будет рассматриваться на втором этапе создания союза», - отмечает завлабораторией внешнеэкономической деятельности Института экономики переходного периода РФ Надежда Воловик.
Импортные пошлины в РФ при введении единого таможенного тарифа с 1 января 2010 года изменятся незначительно. Практически по 80% товарных позиций будут применяться российские тарифы, только 18% номенклатуры поменяется. Об этом сообщал ранее источник в российском правительстве.
В единый тариф помещены даже те ставки, которые введены в РФ на временной основе, рассказал Лихачев. Он отметил, что каждая временная ставка обсуждалась отдельно, и по многим позициям пришлось провести дробление номенклатуры. «Мы выделили товары, которые не производятся (в странах Таможенного союза), и по ним поставили более низкие ставки», - сказал Лихачев. Такая диверсификация, по его словам, произведенная с учетом мнений партнеров, будет способствовать дальнейшему развитию промышленности и подъему в посткризисный период.
Однако, по словам директора сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития, единый таможенный тариф сохранит, например, действующие в России ставки на импорт авиатехники и автомобилей, направленные на поддержку отечественных производителей самолетов и автомашин. Хотя Беларусь и Казахстан не производят ни того, ни другого. А импортные пошлины на грузовики даже несколько повысятся.
По словам Лихачева, на сегодняшний день согласовано 11,2 тысячи позиций единого таможенного тарифа. В едином тарифе сохранится 9,3 тысячи номенклатурных позиций, применяемых сейчас в России. Для Беларуси сохранится 8,3 тысячи позиций, и около 5 тысяч - для Казахстана.
Все страны Таможенного союза смогут самостоятельно проводить антидемпинговые расследования. Для защиты своих производителей каждое государство сможет начислять дополнительные платежи к импортной ставке единого таможенного тарифа на определенный вид товара. Лихачев не исключил, что на следующем этапе развития Таможенного союза эти полномочия могут быть переданы на наднациональный уровень - в ведение комиссии Таможенного союза.
Самый болезненный денежный вопрос стороны пока не согласовали: как сообщил Лихачев, механизм распределения таможенных платежей между странами - участницами союза должен быть утвержден до 1 июля следующего года.
По его словам, «механизм распределения платежей находится в острой фазе обсуждения», но чиновник не исключает, что более 90% от взимаемых пошлин будет поступать в российский бюджет. Эта пропорция основана на макроэкономическом анализе и отражает пропорции потребительских рынков трех стран, пояснил Лихачев.
Ожидается, что на предстоящем 27 ноября в Минске Межгоссовете ЕврАзЭС лидеры РФ, Казахстана и Беларуси одобрят вступление в силу единого таможенного тарифа с 1 января 2010 года и подпишут единый Таможенный кодекс, который заработает с 1 июля будущего года. По планам стран-участниц Таможенного союза, все необходимые процедуры по формированию единой таможенной территории должны быть завершены к середине 2011 года.
Отдельной проблемой стоит вступление стран во Всемирную торговую организацию, которая прежде никогда не принимала в свои ряды никакие союзы. На последних переговорах в Женеве Россия, Беларусь и Казахстан договорились с партнерами о том, что будут вступать в ВТО по отдельности, но на согласованных позициях. Прогнозировать, когда это произойдет, в настоящее время сложно, отмечают эксперты.
newsby.org